понедельник, 8 августа 2016 г.

ПРЕДЕЛ РОМАНТИЗМА. ШПАРГАЛКА ПО НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ

ПРЕДЕЛ РОМАНТИЗМА.
ШПАРГАЛКА ПО НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ


Феномен власти 3 славянских стран


Вовлекаясь в круговорот событий на постсоветском пространстве, еще сложно разглядеть закономерности в формировании и становлении элит, точнее власти на постсоветском пространстве, определении устойчивого вектора развития. Но можно подняться над процессом и отметить ключевые итоги в контексте исторического развития.  В фокусе будут 3 славянских нации.



Нация - это народ, группа народов с высокоорганизованным управлением и самоосознанием единства, отправной точкой которого есть ценность независимости. Нация не равна территории. Она не равна народу, проживающему вместе. Это субъект мирового развития, важный актор глобальной политики. Важнейшим элементом нации является институт власти, выражающий волю всего суверенного народа. Поэтому власть является важнейшим индикатором зрелости нации.
СССР, пережив эпоху “застоя” и робкие, невнятные попытки реформирования, был растащен по республикам с перспективой дальнейшего дробления. Эксперимент “Советский Союз” закончился, не сумев преодолеть этапа кризиса развития. Появившимся новым государствам предстояло переварить свою субъектность в мировом политическом пространстве, предстояло осознать свое место, роль, миссию, идентичность, выработать стратегию, определить свою властную элиту и политику.
Период новейшей независимости Беларусь, Россия, Украина стартовали с одной площадки (СССР), но с разными ориентирами и резервами. Наиболее яркие события происходили в России в 90-х. Это период спонтанного накопления капитала, ожесточенной борьбы за власть, перераспределения национальных богатств, становления первичных рыночных отношений. Самая богатая и перспективная Украина, несмотря на отсутствие ясных государственных механизмов развития, до последнего времени избегала революционных потрясений - во многом благодаря подъему национального самосознания и освоению свободы от уз советской власти, не избежав запредельной криминализации страны. Беларусь, хлебнув свободы, вернулась в режим авторитарного руководства, адепта советской системы госуправления.


УКРАИНА


По тому как развивались события с 1991 года можно отметить, что всё время новейшей независимости Украина прошла без гипер-потрясений, но с нарастающей напряженностью, кульминацией которой стал Майдан-2014. Так или иначе, нынешняя государственность была во многом заложена во время правления Леонида Кучмы: правовая реформа, стабилизация в финансовой сфере, подъем самосознания и уровня жизни. После чего начал разгон маятник противоречий востока и запада страны. Получившая управляемость государственность страны, стала интересна не только криминальным переделом собственности, но и как политический субъект. В итоге, страна с одним из мощнейших в Европе в 1991 году промышленных потенциалов к 2016 постепенно  скатилась в разряд аутсайдеров. Государственное управление страны является жупелом, на который ссылаются практически все политические силы: коррупция, региональные разногласия, геополитический выбор и т.д. Политические акторы, в-основном, распределены по олигархическим группировкам. Мягкое, невнятное правление, открытость влиянию из-вне, отсутствие стратегии долгосрочного развития, попустительство, рассчет на слепую руку рынка. В итоге влияние т.н. “западной демократии” пересилило “восточный вектор” или построение истинно независимой национальной демократии. На сегодняшний день отчетливо прослеживается 3 разновеликих направления политического дискурса страны: проамериканский, пророссийский, суверенно-независмый. Т.н. называемое проевропейское направление, ввиду кризисных явлений этого региона в основном разделилось по следущим трендам: проамериканизм, национализм, европеизм, суверенный нейтралитет. Основное идейное противостояние на территории Украины, так или иначе, завязано с геополитическим противостоянием России и США, как двумя претендентами на мировую полюсность. Само госуправление и управляемость в Украине находится в критическом положении и, по-традиции, стимулируется клановой и олигархической системой, вкупе с высоким уровнем коррупции. С 2014 года значительно выросло влияние США: многие кризисные решения проводятся с согласования или подачи американского политикума, высшего чиновничества. В этом ощущается кризис идентичности, отсутствие воли взять ответственность на себя и просто низкий уровень госуправления, самоорганизации и квалификации аппарата власти (что, впрочем, прослеживается уже давно).
Тенденциями последних месяцев политической жизни в Украине можно считать: некоторое усиление и трансформация апологетов суверенного нейтралитета, выкристализовывание агрессивно-воинственного вектора решения национальных (в целом рост ожиданий военного мятежа и переворота), уход от европейского вектора и сплочение вокруг проамериканского.
В контексте ожиданий можно предвидеть усиление вооруженных конфликтов как внутри страны, так и в отношении к самопровозглашенным республикам, возможен перелом в отношениях оппозиции власти и проамериканского лобби во власти. Существенным вызовом является нахождение страны в поле геополитической борьбы ключевых игроков политического процесса. Можно констатировать, что Украина, как нация-государство, находится в стадии болезненной самоидентификации и формирования реперных точек своей истинной независимости. Побочными эффектами этого процесса можно назвать рост национализма, радикализация политического дискурса, снижение уровня жизни, рост насилия, риск дезинтеграции, сервилизм (проамериканский, пророссийский), ослабление управления и управляемости, снижение доверия к власти. В социально-политическом пространстве заметно преобладание эмоций.


БЕЛАРУСЬ


Западный сосед России встроился в политический процесс независимых государств Европы достаточно быстро, хотя и со своими особенностями. Вольница начала 90-х закончилась приходом к власти жесткого прагматика из восточной Беларуси, проводника, в целом, советских ценностей, без тяги к застою.
В незначительные сроки новому президенту удалось сконцентрировать власть в своих руках, остановить энтропийные хаотические процессы в национальной экономике, ужесточить контроль и ответственность за антигосударственную деятельность.
В контексте независимости, феномен Лукашенко, интересен по многим критериям. Учитывая геополитический фактор, исключительно важное место Беларуси на политической карте мира, можно предположить участие в продвижении Лукашенко консервативных, консервативно-патриотических сил России, преимущественно сферы безопасности. В целом формирование власти им было выстроено через опору на силовой блок и он был в этой сфере на своем месте, поскольку сам проходил службу в пограничных войсках.
Им было адаптировано политическое поле под свое видение независимого белорусского государства, где, порой, логика играла второстепенную роль. К примеру, нет осмысленных оснований, кроме идеологических, считать Днем Независмости 3 июля, а годом независимости - 1991 год.
За годы правления Лукашенко не было сделано больших трансформационных прорывов, сохранялся курс на глубокое сотрудничество с Россией, что подразумевало и помощь в различных госпрограммах; множество реформ, проводимых в Беларуси, впоследствии (2-3 года) перенималась в России, что наводит на мысли о согласованной тактике реализации новшеств. Во многом ситуация была законсервирована, о чем говорит распространенная риторика в отношении курса страны, именуемая с разным подтекстом как “стабильность”. Перегиб в сторону безопасности в пику развитию - один из символов этой эпохи становления государства.
Так или иначе первому и пока единственному президенту суверенной Беларуси удалось в целом сохранить промышленный и экономический потенциал страны, придать идентичность новому государству, заставить считаться с ним в мире. Хотя экономическое состояние, деловой климат республики, все-же, нельзя назвать достаточно надежными и привлекательными.
Как нация белорусское государство вполне субъектно, но пока не ясно как себя поведет внутренняя властная структура при передаче или ослаблении позиций лидера (Лукашенко). Также, устойчивость позициям страны придает существенная опора на восточного соседа, что можно рассматривать и как силу, и как слабость.


РОССИЯ


Российская Федерация - правопреемница СССР, единственная из республик, сохранившая ядерный статус. Процесс обретения новой независимости, сопровождался потерей статуса сверхдержавы и резким снижением уровня жизни. Этот период запомнился как “русский крест” - резкое снижение рождаемости и увеличение смертности. Происходил масштабный раздел государственной собственности, через сомнительные механизмы приватизации. Уровень преступности, убийств в частности, резко вырос, государственный контроль ослаб, увеличились масштабы коррупции. На ведущие государственные и политические роли вышли т.н. новые русские - класс бизнесменов, значительно обогатившихся на смене государственного курса. Идеологией власти стал беспощадный капитализм, глобализм, открытость и восхваление западной модели жизни. Взлет людских потерь был назван естественным: Не волнуйтесь! Вымрет тридцать миллионов. Они не вписались в рынок — новые вырастут. Слова приписывают одному из идеологов политики начала 90-х.
Растраченный политический капитал привел слабеющего первого президента Б.Н.Ельцина к выборам 1996 с багажом доверия в 3%. Путем необъяснимых усилий выборы были выиграны, но вопрос о преемнике встал как никогда остро. 1998-1999 - годы небывалой тряски, даже по тем временам. Стабилизировавшаяся, казалось бы экономика, рухнула под тяжестью пирамиды ГКО, обесценив российский рубль в три раза. В этот же период в стране сменилось пять премьеров. Путин был назначен, когда его предшественник Степашин набрал популярность, редкую для политиков того времени. Трое последних премьеров были связаны службой в ФСБ-КГБ СССР. Можно предположить, что этот тренд, демонстрировал как слабость президента Ельцина, так и растущее влияние силовых структур, особенно ФСБ. Мавр (Ельцин) сделал свое дело, Мавр “устал и уходит”. Главное дело сделано: СССР не существует, в стране тьма идеологий, партий, мнений. Ельцин сам отчетливо понимал, что цели поставленные первоначально выполнены лишь в небольшой степени, но импульс демократии, плюрализма, антикоммунизма и западнизма он передал как мог. Страну ожидал откат к жесткому управлению, ревизии огульной свободы.
Новому молодому президенту понадобился один президентский срок на раскачку, чтобы выстроить политическую систему под себя. Вообще, В.Путина отличает взвешенный, продуманный стиль управления: он не рубит с плеча, изучает последствия решений, но может действовать жестко, если потребуется. Прагматик. С Путиным связано масштабное пришествие питерской административно-политической элиты на высшие посты государства. Из достижений - восстановление военного и военно-промышленного потенциала, уничтожение терроризма на территории России, повышение управляемости и ответственности в регионах, остановка распада страны, реализация ряда экономических и социальных госпрограмм.
На данном этапе Россия демонстрирует черты нации федерального типа с сильным центром. Однако, так же как и в Беларуси, большое значение для институтов власти имеют позиции лидеров. Кроме того, по мнению ряда "независимых" политологов, Россия вновь претендует на роль империи.




В целом, страны славянской тройки подошли к сегодняшнему дню с разным багажом завоеваний, ключевым из которых является независимость. Возникшее противостояние между крупнейшими из них не усиливает их общий потенциал, но может считаться закономерным результатом: самонадеянность и инертность советской номенклатуры, беспредельный либерализм, геополитическая борьба ключевых мировых полюсов, проблемы роста, государственный и гражданский инфантилизм...противостояние которое может исчерпать себя через полное истощение, или обретение воли к подлинной независимости, или путем внутренней трансформации. Но сделать это должны сами люди: народ, нация, государство - за них это не сделает никто.




Комментариев нет:

Отправить комментарий